Карта сайта Версия для слабовидящих


После межевания земельного участка в ЕГРН (едином государственном реестре недвижимости) возникла реестровая ошибка из-за наложения границ. Почему могла возникнуть такая ошибка и как теперь её устранить?

Спрашивает Евдокия Ильина, Барнаул.

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю Родион Абсалямов.

- Реестровая ошибка – это воспроизведенная в ЕГРН (едином государственном реестре недвижимости) ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия.

При наличии реестровой ошибки нереально переоформить объект недвижимости в собственность и совершать сделки. В соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ исправление реестровой ошибки возможно, если оно не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Есть два пути решения этой проблемы: административный и судебный. Административный путь предполагает совместные действия соседей по устранению ошибки. В таких случаях кадастровые инженеры вносят коррективы в границы смежного земельного участка без изменения площади. После чего составляется акт согласования границ смежными землепользователями.

Но редко бывает, чтобы сосед согласился изменить свои границы. Каждый считает, что его границы правильные, а сосед ошибается. Поэтому чаще всего проблема решается в судебном порядке.

Для решения проблемы в судебном порядке подается исковое заявление об установлении границ земельного участка в суд. По решению суда в ЕГРН вносятся правки и обновленную информацию сотрудники Росреестра предоставляют собственнику.  

Удостоверяющий центр ФГБУ «ФКП Росреестра» упростил процедуру получения сертификата электронной подписи. Теперь заказчик может выбрать подходящий для него способ подтверждения личности: как в офисах удостоверяющего центра ФГБУ «ФКП Росреестра» на всей территории Алтайского края, так и с помощью выездного обслуживания или у нотариуса. При выездном обслуживании процедура подтверждения личности проводится по адресу, указанному заказчиком. В случае получения услуги в нотариальной конторе нотариус проводит сверку документов и направляет в удостоверяющий центр заключение о подтверждении личности.

Как правило, заказчиками услуг удостоверяющего центра ФГБУ «ФКП Росреестра» выступают кадастровые инженеры, арбитражные управляющие, судьи, субъекты, запрашивающие сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или имеющие право получать сведения из ЕГРН на безвозмездной основе в соответствии с 218-ФЗ. Во втором квартале этого года к ним присоединились индивидуальные предприниматели.

Усиленная квалифицированная электронная подпись – аналог собственноручной подписи, имеющий юридическую силу и действительный на всей территории страны. С помощью квалифицированного сертификата можно не только подписывать различные документы в электронном виде, но и получать государственные услуги Росреестра и других ведомств.

К примеру, обладатель квалифицированного сертификата в режиме реального времени может поставить объект недвижимости на кадастровый учет, зарегистрировать права собственности на него, получить сведения из ЕГРН. А также подать статистическую отчетность в Федеральную службу государственной статистики (Росстат), отправить уведомление о залоге движимого имущества                     в Единую информационную систему Федеральной нотариальной палаты, зарегистрировать контрольно-кассовую технику, получить ИНН, заполнить анкету для переоформления паспорта, отследить санкции ГИБДД, поставить на учет автомобиль, подать заявление для поступления в вуз и многое другое.

Подробную информацию о том, как получить электронную подпись, о стоимости услуги можно узнать в офисах Кадастровой палаты на всей территории Алтайского края, в г. Барнауле - в офисах «Школы электронных услуг», расположенных по адресам: ул. Северо-Западная, д. 3а и ул. Павловский тракт, д. 58, по телефону 8 (3852) 55-76-47, на электронном сервисе сайта ФГБУ «ФКП Росреестра» или направить интересующие вопросы

В I полугодии 2018 года в Управление Росреестра по Алтайскому краю поступило 266 897 обращений о постановке на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В сравнении с аналогичным периодом 2017 года число обращений возросло на 6,8 %. В Межмуниципальный Новоалтайский отдел поступило 14284 обращений.

Традиционно, большую часть составили заявления, поданные для осуществления государственной регистрации прав (89,3 %). На долю заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета пришлось 7,2 %. Заявления о проведении единой процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составили 3,5 %.

За шесть месяцев текущего года в отношении объектов недвижимого имущества совершено чуть более 50 тысяч учетных действий - это на 16,5% больше прошлогоднего показателя.

Наибольший удельный вес занимают учетные действия в отношении земельных участков (22563 участка), а также помещений (16805). Число прошедших государственный кадастровый учет зданий и сооружений составило 9700.

Значительно увеличилось число зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве до 4511 (+61,5 %), регистрационных записей об ипотеке по всем видам объектов недвижимого имущества - до 25340 (+30,7 %).

Жители Алтайского края все чаще стали отдавать предпочтение регистрации недвижимости при помощи электронных сервисов. Число заявлений о совершении учетно-регистрационных действий, поданных в электронном виде, увеличилось в три раза и составило - 22985. В аналогичном периоде 2017 года  этот показатель остановился на отметке - 7156 заявлений.

Последовательно возрастало количество запросов о предоставлении сведений ЕГРН в форме электронного документа. В сравнении с 1 полугодием 2017 года число таких запросов увеличилось на 53002, а их доля в общем количестве запросов о предоставлении сведений ЕГРН возросла с 2,9 % до 14,2 %.

«Обязанности органов власти по подаче заявлений на регистрацию недвижимости в интересах граждан»

  1. Положения Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017г., предусматривают обязанность органов, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок    не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Также органы государственные власти, органы местного самоуправления,  в случае если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта либо сделки с данным органом, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа власти, обязаны в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки направить в Росреестр заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к немуНапример, при заключении договора аренды, купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, договора приватизации и др.

Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований, наделены правом обеспечивать проведение кадастровых работ, обращения в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. В данном случае речь идет о ранее предоставленных земельных участках.

Указанные нормы закона не лишают правообладателя возможности самостоятельно подать заявление о государственной регистрации своего права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки.  

При этом,  необходимо отметить, что независимо от того, кто выступит заявителем, подлежит уплате госпошлина за государственную регистрацию права, ограничения (обременения) права либо сделки от имени правообладателя.  

Представление документов соответствующим органом должно осуществляться преимущественно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта. Процесс межведомственного электронного взаимодействия между органом регистрации прав  и государственными органами, органами местного самоуправления призван максимально сократить срок  государственной регистрации до трех дней,  а также уменьшить  размер госпошлины для физических лиц и индивидуальных предпринимателей на 30 процентов.

Главный специалист-эксперт

Межмуниципального Новоалтайского отдела                        Котова А.В.

Всего за первое полугодие 2018 года в комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости поступило 314 заявлений (для сравнения за первое полугодие 2017 - 514), 273 из которых приняты к рассмотрению. В принятии 39 заявлений комиссией отказано, что составляет 12% от числа поступивших заявлений (в 1 полугодии 2017 – 9%), два заявления были отозваны заявителями.

Основная причина отказа в принятии заявлений - отсутствие предусмотренных положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» документов (выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, отчета об оценке рыночной стоимости в виде электронного документа), истечение срока, установленного для подачи заявления в комиссию.

В первом полугодии 2018 года комиссия провела 12 заседаний, на которых рассмотрено 410 заявлений. В результате рассмотрения принято 123 решения об отклонении заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (30%), 286 решений об определении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (70%). В отношении одного заявления было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений, использованных при определении кадастровой стоимости. В первом полугодии 2017 года количество отклоненных и удовлетворенных заявлений составляло соответственно – 49,7% и 50,3%. Увеличение количества удовлетворенных заявлений обусловлено повышением качества представляемых в Комиссию документов, в первую очередь отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.

Причиной принятия решений об отклонении заявлений являлось несоответствие отчетов об оценке рыночной стоимости, представляемых в комиссию вместе с заявлением, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Напоминаем: контроль за профессиональной деятельностью оценщиков осуществляют саморегулируемые организации оценщиков. Управление Росреестра по Алтайскому краю не обладает полномочиями по надзору и контролю за деятельностью оценщиков.

Справка: в период с января по май 2018 года в комиссии по оспариванию кадастровой стоимости, действующие на территории Российской Федерации, поступило 13979 заявлений (в среднем 164 заявления в одном субъекте Российской Федерации). Из числа заявлений рассмотренных комиссиями: удовлетворено - 60 % заявлений, отклонено – 40% заявлений.

Яндекс.Метрика