градостроительство
Состояние малого и среднего бизнеса

Состояние малого и среднего бизнеса

Из отчета главы Администрации города «О результатах своей деятельности и деятельности Администрации города» за 2015 год

Подводить итоги в период серьезного кризиса, который повлиял на выполнение планов социально-экономического развития и скорректировал государственные и муниципальные программы, непросто.

            Перед нами стоят задачи сохранения стабильности в экономике, устойчивости функционирования её инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, выполнения всех необходимых социальных обязательств перед учреждениями бюджетной сферы и населением.

           Основным приоритетом нашей политики является сохранение объемов бюджетирования социальных отраслей в сочетании с повышением эффективности использования имеющихся ресурсов.

            Общий объем доходов бюджета городского округа в 2015 году составил 944,7 млн. рублей, что на 5,8 млн. рублей выше уровня 2014 года.

            В то же время формирование и исполнение бюджета осуществлялось в условиях снижения объема собственных доходов.

            Объем налоговых и неналоговых доходов составил 393,1 млн. рублей. По сравнению с 2014 годом поступления снизились на 22,5 процента за счет уменьшения поступлений налога на доходы физических лиц, связанного со снижением объемов производства на градообразующем предприятии АО «Алтайвагон» и ряде других предприятий города, сокращением численности работающих, замедлением темпов роста среднемесячной заработной платы по городу,  а также за счет уменьшения поступлений доходов от продажи муниципального имущества и земельных участков в связи с их ограниченным количеством.

            При сложившемся уменьшении поступлений, налог на доходы физических лиц продолжает оставаться основным источником собственных доходов бюджета, его удельный вес составляет – 39,8 процента.

Вторым по значимости доходным источником является земельный налог. Его удельный вес в собственных доходах составляет 16,2 процента. На долю налогов на совокупный доход, уплачиваемых субъектами среднего и малого предпринимательства, приходится 14,4 процента.

Объем поступлений из краевого бюджета в отчетном году составил 567,8 млн. рублей и  превышает уровень 2014 года на 123,5 млн. рублей.

Так, за счет средств федерального и краевого бюджета в 2015 году получены субсидии на поддержку мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства – 2,7 млн. рублей.

 По оценке 2015 года, объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг у предприятий, осуществляющих промышленное производство, составил 14,5 млрд. рублей. Это – 99 процентов  к аналогичному периоду прошлого года.

Снижение объемов промышленного производства в первую очередь связано с сокращением производства вагонов на градообразующем предприятии ОАО «Алтайвагон», снижением спроса на продукцию  ООО «НЗЖБИ», частичной приостановкой производства ЗАО «Алтайкровля».

В то же время увеличился объем выпуска хлебобулочных и кондитерских изделий.

Одна из сложных и важнейших задач – привлечение инвестиций в экономику города.

1,2 млрд. рублей (оценка) инвестиций освоено предприятиями. К сожалению, это в два раза меньше показателя 2014 года, так как завершены основные работы по строительству производственно-складского центра (ООО «Розница-1») и распределительного центра (ООО «Прайд А»). И сказалась опять же экономическая ситуация.

В структуре источников инвестиций уменьшился объем собственных средств организаций - значительно меньше вложений стало за счет прибыли и амортизации, сократились привлеченные средства.

Вместе с тем реализация инвестиционных проектов на территории города в 2015 году позволила сдать в эксплуатацию 38 объектов производственного, гражданского и социального назначения. Это объекты торговли, автосервиса, бытового обслуживания, офисные здания и объекты газоснабжения.

В прошедшем году продолжилась реализация первого этапа инвестиционного проекта ООО НПФ «Алтайский букет» - предприятия по производству функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья. Завершается строительство распределительного склада ООО «Продмир».

Нами подготовлены нормативно-правовые акты и материалы для внедрения разделов муниципального инвестиционного стандарта города, где определен минимум требований для создания условий, необходимых для увеличения притока инвестиций. Мы последовательно совершенствуем правовое поле.

Важным условием реализации инвестиционной политики является инженерное обустройство индустриального парка «Новоалтайск Южный». Выполнение этой задачи будет зависеть не только от финансовых ресурсов муниципалитета, но и от объема привлеченных денежных средств из федерального бюджета. Такая работа - по созданию территории опережающего развития в границах моногорода Новоалтайска для дальнейшей диверсификации экономики города - ведётся совместно с Администрацией края.

Инвестиционная политика в дальнейшем будет определяться наличием на территории города земельных участков и промышленных площадок, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для развития производства, что позволит создать дополнительные рабочие места, увеличить поступления в бюджет городского округа.

Вклад субъектов малого предпринимательства в налоговые доходы городского бюджета составил более 50 млн. рублей, что на 6 процентов больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Понимая сложность экономической ситуации и то, что в таких условиях малый и средний бизнес имеет большую устойчивость и мобильность, в прошедшем году мы нарастили его финансовую поддержку. Средства в  сумме 3,3 млн. рублей освоены в полном объеме на субсидирование части затрат по лизинговым и кредитным договорам, предоставление грантов начинающим предпринимателям.

Финансовую поддержку получили 18 субъектов малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в городе.

Вместе с тем мы должны делать всё, чтобы наш диалог с бизнесом был более конструктивным и результативным. Как подчеркнул  в своем отчетном докладе Губернатора А.Б. Карлин,  в целях создания наиболее комфортных условий  с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года объявлен запрет на большинство плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

В 2015 году продолжилась тенденция роста оборота розничной торговли и общественного питания, в том числе в современном формате обслуживания. Обеспеченность населения торговыми площадями в нашем городе превышает нормативную на 233 % и составляет 1033,5 кв. метров на 1000 жителей, что, в свою очередь, влияет на конкурентную среду.

Наибольшую озабоченность у горожан вызывает рост цен. С целью обеспечения новоалтайцев продуктами и сельхозпродукцией по доступным ценам проведено 25 ярмарок. Осуществлялся мониторинг  цен на продовольственные товары в предприятиях розничной торговли, на рынках и ярмарках, мониторинг розничных цен по бензину и дизельному топливу - на АЗС города. Такая практика будет продолжена в текущем году.

Основной задачей в этом направлении считаю работу с потенциальными производителями Алтайского края и другими регионами Сибири. В таком случае нам скажут «спасибо» и горожане, и производители продукции, которые ищут рынки сбыта.

Один из самых актуальных вопросов, который находится на особом контроле, – борьба с неформальной занятостью в экономике. В рамках межведомственного взаимодействия представителями Администрации города, налоговой инспекции, полиции, Центра занятости населения проводились выездные обследования работодателей.Налажено тесное взаимодействие с Государственной инспекцией труда, прокуратурой города. В текущем году, учитывая экономическую ситуацию, работа по пресечению неформальной занятости должна быть не только продолжена, но и усилена.


Возврат к списку