градостроительство
Состояние малого и среднего бизнеса

Состояние малого и среднего бизнеса

ИНФОРМАЦИЯ о наиболее актуальных вопросах развития сектора малого и среднего предпринимательства Алтайского края

Налоги и платежи.

Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от02.06.2016 № 1083-р, предполагается внедрение возможности для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, уплаты налога и страховых взносов по принципу «одного окна». Также предполагается смягчение фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с необходимостью уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды.Пунктом 32 Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации Стратегии предусмотрена разработка дополнительных механизмов обеспечения стабильных условий («неухудшения условий») реализации инвестиционных проектов малыми и средними предприятиями.

В 2015 году в Алтайском крае в значительной степени изменен региональный закон о патентной системе налогообложения, в котором существенно расширен перечень видов экономической деятельности, в отношении которых может применяться данный режим налогообложения (до 96 позиций), и применен механизм дифференцированного подхода к определению стоимости патента в зависимости от вида хозяйственной деятельности, места его осуществления и количества наемных работников. Также значительно снижен размер потенциально возможного годового дохода по ряду экономически важных и социально значимых видов хозяйственной деятельности.

В 2016 году Алтайским краевым Законодательным Собранием принят закон Алтайского края «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения на территории Алтайского края». Согласно указанному закону нулевая ставка налогообложения действует для впервые зарегистрированных предпринимателей,осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению.

Кроме того, в ходе заседания Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края (далее – «Общественный совет»), состоявшегося 12.07.2016,главам администраций муниципальных районов и городских округов рекомендовано:

проанализировать и скорректировать систему показателей, используемых для расчета коэффициента К2 при определении суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в целях стимулирования развития бизнеса по приоритетным для территории видам деятельности;

информировать население и бизнес-сообщество, в том числе на уровне сельских советов, о налоговых механизмах стимулирования предпринимательских инициатив, в том числе при использовании патентной системы налогообложения и «налоговых каникул».

Контрольно-надзорная деятельность.

С 2015 годав Российской Федерации ведется работа по комплексному реформированию системы контрольно-надзорной деятельности. Установлен режим «надзорных каникул», что за год позволило снизить объем плановых проверок малого бизнеса примерно на 20% от общего количества. В апреле 2016 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 годы, подготовленная Минэкономразвития России. Ключевой идеей документа стал переход органов контроля на риск-ориентированный подход, согласно которому органы надзора будут определять форму, продолжительность и периодичность проверок компании исходя из ее категории риска либо класса опасности, что позволит органам контроля концентрировать больше своих ресурсов на проверку хозяйствующих субъектов, имеющих повышенные риски, и при этом уделять меньше внимания субъектам бизнеса с низкими рисками нарушения обязательных требований, с низкой опасностью негативных последствий, если такие обязательные требования будут нарушены (требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «Федеральный закон») о применении риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора вступают в силу с 01.01.2018).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 информация о всех проверках, результатах и принятых мерах вносится в единый реестр проверок, размещенный на специализированном сайте в сети Интернет (http://proverki.gov.ru) в форме открытых данных.

В федеральном законодательстве закреплено право юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки привлекать Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введена статья 4.1.1, в соответствии с которой за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотрена замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

С июля 2017 года будет исключено применение в ходе контрольных мероприятий актов исполнительных органов СССР и РСФСР. Также среди новаций – введение практики «проверочных листов», механизма предварительной проверки обращений, являющихся основанием для проведения внеплановых проверок. Особое внимание уделяется профилактике нарушений – разъяснению требований контролеров.

Следует отметить, что деятельность 23 органов контроля (налоговые органы, Росреестр, ФАС и др.) не попадает под действие Федерального закона, вследствие чего проводимые ими внеплановые проверки не согласовываются с органами прокуратуры (под надзор прокуратуры попадает лишь 3% внеплановых проверок). Президентом страны В.В. Путиным в июле 2016 года дано поручение о подготовке предложений по расширению действия Федерального закона в части дополнительных возможностей органов прокуратуры по ограничению внеплановых проверок.

На территории края органами контроля и надзора также продолжается планомерная работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, приоритетом которой является внедрение новых форм и методов, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес. Указанная проблематика будет рассмотрена в ходе Открытого форуме под председательством прокурора Алтайского края Хорошева Я.Е. в октябре текущего года, а также на заседании межведомственной комиссии Администрации края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства под руководством первого заместителя Губернатора Алтайского края Локтева С.А.

Разрешительная деятельность.

Постановлением Администрации Алтайского края от 30.01.2014 № 34 утверждена «дорожная карта» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства в Алтайском крае». В указанной «дорожной карте» предусмотрены мероприятия:

сокращение количествавременных и финансовых затратна прохождение процедур,связанных с реализациейинвестиционно-строительныхпроектов;

разработка документовтерриториального планирования,градостроительного зонированияи документации по планировкетерритории;

формирование реестрасвободных земельных участков,обеспечение доступностиинформации о свободныхземельных участках.

В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» в 2015 году внесены изменения в закон Алтайскогокрая от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительнойдеятельности на территории Алтайского края» вчасти дополнения перечня случаев, не требующихполучения разрешения на строительство, и включаетобъекты газо-, тепло-, водоснабжения иводоотведения, а также сооружения связи, накоторые не требуется получение разрешения настроительство.

Также постановлением Администрации Алтайского краяот 02.07.2015 № 266 утвержден Порядок размещенияобъектов на землях и земельных участках,находящихся в государственной или муниципальнойсобственности, без предоставления земельныхучастков и установления сервитутов.

По итогам реализации «дорожной карты» в 2015 году количество процедур, необходимыхдля получения разрешения настроительство эталонного объектакапитального строительстванепроизводственного назначения ижилищного строительства, составило 15.Срок исполнения процедур дляполучения разрешений настроительство эталонного объектажилищного строительства в 2015году составил 130 дней.

Решениемштаба по обеспечениюбезопасности электроснабжения вАлтайском крае от 19.11.2014 (с изменениями от 12.11.2015) утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышениедоступности энергетическойинфраструктуры в Алтайскомкрае», в результате реализации которого:

внесено дополнение в закон Алтайского края от29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительнойдеятельности на территории Алтайского края» обустановлении случаев, при которых не требуетсяполучение разрешения на строительство, в частиэлектроустановок до 20 кВт;

созданы открытые информационные ресурсы оналичии у потребителей электрической энергиисвободных мощностей, доступных дляперераспределения (сайты сетевых компаний);

введено on-line обслуживание потребителей, приемзаявок от потребителей на технологическоеприсоединение объектов через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

По итогам реализации настоящего плана мероприятий в 2015 годупредельный срок подключенияпотребителей (до 150 кВт) с датызаявки на технологическоеприсоединение до даты подписанияакта о технологическомприсоединении сокращен до 135 дней, до 4этапов (процедур).

В настоящее время Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края прорабатывается вопрос оразработке региональной «дорожной карты» «Оптимизация процедур подключения к сетям газоснабжения». Для этих целей сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители АО «Газпром газораспределение Барнаул», АКГУП «Алтайские инженерные системы», ООО «Сибгазэксплуатация», ФГБУ «ФКП Росреестра», ООО «Газпром межрегионгаз», Государственной инспекции Алтайского края, Алтайского краевого Законодательного Собрания, администрации г. Барнаула, Сибирского управления Ростехнадзора.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика содействия развитию малого и среднего предпринимательства строится на приоритетах адресной, прежде всего, финансово-кредитной поддержки субъектов предпринимательства. В первую очередь они обращены к эффективно-развивающимся предприятиям, социально-значимому и начинающему бизнесу, стратегия развития которых предусматривает повышение конкурентоспособности, качественных характеристик своей деятельности и роли в социально-экономическом развитии конкретных территорий края.

На сегодняшний день в регионе действует более 30 различных форм только финансово-кредитной поддержки, кроме того, предприятия края успешно пользуются механизмами, предлагаемыми федеральными институтами: АО «Корпорация МСП», АО «МСП-Банк», Фонд развития промышленности и др. Наиболее полную и актуальную информацию можно получить на главной странице официального сайта управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (http://altsmb.ru)  в разделе «Актуально» – «Гос. поддержка».

Государственные закупки.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ряд положений, направленных на обеспечение участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках. В частности, государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. рублей.

Необходимо отметить, что в Алтайском крае в целях расширения участия малых компаний в закупках товаров (работ, услуг) такой объем увеличен до 30% совокупного годового объема.

В целях максимального информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о правилах участия в закупках для государственных и муниципальных нужд, ограничениях такого участия, предъявляемых требованиях к участникам, а также особенностях соблюдения действующего законодательства о контрактной системе управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуре совместно с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края разработан и реализуется комплекс мероприятий по обучению в 2015-2016 годах представителей малого и среднего бизнеса региона законодательству о контрактной системе, включающий:

обучение в рамках реализации ведомственной целевой программы «Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2013-2016 годах» и Президентской программы подготовки управленческих кадров «Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (в учебный процесс включены лекционные и практические занятия, посвященные контрактной системе в сфере закупок);

ежемесячные обучающие семинары (в том числе выездные) на базе КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор», МБУ «Бийский бизнес-инкубатор», Алтайской торгово-промышленной палаты и дистанционное обучение предпринимателей муниципальных районов и городских округов края посредством программного технологического комплекса.

В целях дальнейшего расширения доступа субъектов малого и среднегопредпринимательства к государственным и муниципальным закупкам,а также к закупкам инфраструктурных монополий и компанийс государственным участием, Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края разработана соответствующая «дорожная карта». Основными мероприятиями являются:

внедрение практики проведения экспертизы технических заданий закупок заказчиков до их осуществления;

создание информационной системы «Портал поставщиков Алтайского края»;

разработка и совершенствование типовой закупочной документации, технических заданий на отдельные виды продукции, типовых условий контрактов;

формирование и реализация программ «доращивания» поставщиков для выполнения заказов со стороны отдельных заказчиков;

совершенствование практики формирования совместных закупок.

Взаимодействие бизнеса и власти.

Основные площадки, в рамках которых предпринимательское сообщество может обсудить совместно с органами государственной власти и местного самоуправления наиболее актуальные вопросы своей деятельности:

Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края (тел.: (3852) 380568, e-mail: mvk501@yandex.ru);

Межведомственная комиссия Администрации Алтайского края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства
(тел.: (3852) 380568, e-mail: mvk501@yandex.ru);

Конгресс предпринимательских объединений Алтайского края
(тел.: (3852) 380568,
e-mail: mvk501@yandex.ru);

Общественный совет при управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (тел.: (3852) 380567, e-mail: dep@altsmb.ru);

Общественный совет при Управлении ФНС по Алтайскому краю
(тел.: (3852) 669678);

Общественно-консультативный совет при УФАС по Алтайскому краю (тел.: (3852) 244510);

Совещательный орган по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства, при Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю (тел. (3852) 243239);

Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса и межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей при прокуратуре Алтайского края (тел.: (3852) 200611);

Экспертно-консультативный совет при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае(тел.: (3852) 369172, e-mail: upred-ak@mail.ru);

Общественная приемная Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае(тел.: (3852) 369172, e-mail: upred-ak@mail.ru);

общественные советы по развитию малого и среднего предпринимательства при главах администраций муниципальных администраций (http://altsmb.ru/index.php/working/razvitie).

За дополнительной информацией можно обращаться в управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, тел. (3852) 66-89-27, e-mail: slyusar@altsmb.ru (Слюсарь Константин Сергеевич)


Возврат к списку